|
Скачать Бесплатно Словари! - www.Slоvаr.Соm.Uа |
РАСКОЛ - отделение части духовенства и мирян от господствующей русской Православной Церкви, по
причине несогласия их с реформами патриарха Никона (1652-1658).
По мнению патриарха, многие места старых богослужебных книг не совсем удачно передавали смысл
греческих оригиналов. Созванный им в 1654 году Собор епископов согласился с ним и постановил
переиздать книги, предварительно исправив в них все обнаруженные ошибки.
Исправления не нарушали догматов веры, а касались исключительно церковных правил и обрядов. Речь
преимущественно шла о принятых и вошедших в традицию: двуперстном крестном знамении, служении
Литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождении <посолонь> (по солнцу) при крещении младенцев
вокруг купели, а при венчании - вокруг аналоя, сугубом (двойном) возгласе <Аллилуя!>, начертании
имени Христа - Исус и т.п. Все это были обычаи, освященные не только временем, но и решениями
прежних русских епископских Соборов. Поэтому православные ужаснулись, услышав распоряжение
изъять старые книги и принять к руководству -новопечатные. Многие признали нововведения
патриарха неправославными и ненародными. Они не захотели расстаться со старыми своими обычаями
в церковной жизни и в быту, сохранили прежние книги и все особенности привычного обряда, т.к.
считали, что праведность достигается только точным его соблюдением.
Но новшества были объявлены непререкаемым законом. Они исходили от высшей церковной власти и
поддерживались властями гражданскими, которые в борьбе с <раскольниками> не гнушались никакими
мерами принуждения. Поэтому в стране восторжествовало официальное православие, а старообрядцы
остались в меньшинстве. К началу XX века старый обряд сохраняло еще до 10% христианского
населения России.
Старообрядчество долгое время господствовало и в казачьих обществах на севере Дона, на Яике и на
Тереке. У Запорожцев и на юге Дона церковная реформа вызвала меньшие протесты. Зато
<раскольники> составили наиболее надежные кадры атаманов Степана Разина и Кондратия Булавина. В
результате их неудач, уже со времени Разина Казаки-старообрядцы в большом числе появились за
турецкой границей на реках Куме и Кубани. Емельян Пугачев тоже пользовался их поддержкой. По
актам XVIII в. известно, что на Дону и на Яике - Урале большинство Казаков оставалось еще там
приверженцами старого обряда и чем больше их притесняли, тем крепче они держались своих
религиозных идеалов.
<<< Предыдущая страница *** Следующая страница >>>
Казачий словарь >>>
Скачать казачий словарь бесплатно >>>
Скачать бесплатно словари и энциклопедии >>>